Праздник Крещения Господня.

Праздник Крещения Господня.

19 января Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории — Крещение Господа нашего Иисуса Христа, которое совершилось в начале открытого земного служения Спасителя. Христос пришел на берег реки Иордан и, не имея в Себе никакого греха, принял Крещение от рук святого Иоанна Предтечи, показывая нам пример смирения и освящая водное естество.

Событие Крещения Господня называют также Богоявлением, ибо в этот момент совершилось явление Полноты Божества — явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святаго, сошедшего на Сына в виде голубя. В память об этом событии Святая Церковь накануне и в сам день праздника совершает особый чин великого освящения воды. 18 января именуется также Крещенским сочельником. В этот день православные люди соблюдают строгий пост, как и в Рождественский сочельник, вкушая сочиво — вареное зерно с медом. Крещенским сочельником заканчиваются Святки — праздничные дни после Рождества Христова.

Вода, освященная 18 и 19 января, именуется крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней), и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют великое благоговение. Хранят ее обычно в святом углу возле икон, в чистой, специально отведенной для этой цели закрытой посуде. Когда она заканчивается, можно добавить в нее чистой воды, которая не разбавляет святую воду, а, напротив, сама также принимает освящение, подобно тому как загорается подложенное в огонь горючее вещество. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом мы испрашиваем Божия благословения дому, помощи в благочестивой и богоугодной жизни и духовно очищаем жилище от воздействий бесовских сил — врагов нашего спасения. Всякого рода гадания в «крещенский вечерок» — грех, осквернение святого дня.

На наиболее часто задаваемые вопросы о празднике Крещения Господня отвечает иерей Алексей Иванов, председатель миссионерского отдела Воронежской Епархии:

Вопрос: Зачем нужная Святая Вода?

Ответ: Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться, но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы привести человека к познанию Бога и соединению с Ним.

Вопрос: Различны ли по своим свойствам крещенская и богоявленская вода?

Ответ: Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и будто бы вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника — не одинакова. Это — бессмысленное и вредное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа в воды реки Иордан, и поэтому между ними нет никакого отличия.

Вопрос: Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Ответ: Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Вопрос: Бывает ли, что святая вода “не помогает”?

Ответ: Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. “Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему”.Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *